Программа деятельности МОУ г.Мурманска гимназии № 9 по сохранению и укреплению здоровья гимназистов
2010 – 2015 г.г.
Программа включает управленческие мероприятия по направлениям:
информационно- аналитическое;
мотивационно- целевое;
планово- прогностическое;
организационно- исполнительное;
контрольно- диагностическое;
информационно-просветительское
регулятивно- коррекционное.
Управление по сохранению развития и здоровья в образовательном процессе предусматривает:
осмысление направлений деятельности всеми субъектами образовательного процесса;
поэтапный анализ реализации направлений деятельности;
создание организационных условий для проведения мероприятий.
Главные результаты:
= Сохранение и развитие здоровья учащихся;
= Снижение количества наиболее часто встречающихся в школьном возрасте заболеваний, сокращение пропусков уроков по болезни;
= Привлечение к массовым занятиям спортом учащихся;
=Привитие учащимся потребности и умений самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях
отдыха, повышения работоспособности и укрепления здоровья;
= Повышение профессиональной компетентности педагогов и общекультурной подготовки родителей
=Социальная адаптация детей
Цель: Создание здоровьесберегающих условий организации образовательного процесса, приобщение учащихся к ценностям
здорового образа жизни.
Задачи:
1. Совершенствовать нормативно- правовые условия развития и сохранения здоровья учащимся;
Создание комплекса управленческих условий , включающих следующие направления:
= организационно- содержательные;
= информационно- аналитические;
= мотивационно- целевые;
= планово- прогностические;
= контрольно – диагностические.
Формирование информационно- экспертных условий с целью обеспечения эффективности управления образовательным процессом по сохранению развития и здоровья учащихся;
Развитие материально- технической базы с целью создания условий для сохранения здоровья учащихся.
Повышение уровня информированности учеников, их родителей и педагогов в вопросах сохранения здоровья путем использование различных форм и методов профилактической работы.
Формирование позитивного отношения к сохранению здоровья в каждом школьнике.
Направления деятельности гимназии по сохранению и развитию здоровья
Совершенствование нормативно- правовых условий, сохранение и развитие здоровья учащихся.
№п/п |
Наименование содержания |
Сроки |
ответственные |
1 |
Анализ состояния здоровья учащихся. Оформление аналитических и статистических отчетов о состоянии здоровья учащихся в гимназии |
Каждое полугодие |
Заместитель директора по УВР, классные руководители, медицинский работник |
2 |
Издание и анализ локальных и нормативных актов по сохранению и развитию здоровья учащихся |
Сентябрь, октябрь |
Директор |
3 |
Утверждение режима питания, средней стоимости питания |
Сентябрь |
Директор |
4 |
Организация работы спортивных секций на базе гимназии (сотрудничество с ДЮСШ №2,4,8,10) |
Сентябрь |
Директор, учителя физкультуры |
5 |
Введение третьего часа физкультуры в начальной школе за счет вариативной части |
В течение года |
Зам. директора, учителя начальной школы |
6 |
Организация спортивно- оздоровительных мероприятий: - День здоровья; -Папа, мама, мой класс, я - самые спортивные - Веселые старты; - Годовая спартакиада по игровым видам спорта и легкой атлетике -Спортивные соревнования по игровым видам спорта (футбол, волейбол, баскетбол); - Семейные спортивные соревнования; - занятия по ОФП; - участие в городских спортивных соревнованиях
|
В течение года |
Директор, зам. директора по ВР, руководитель МО физкультуры, медработник, классные руководители |
Создание комплекса управленческих условий, включающих следующие напрвления : организационно- содержательные, информационно- аналитические, мотивационно- целевые, планово- прогностические, организационно- исполнительские, информационно-просветительские, контрольно- диагностические.
№п/п |
Наименование содержания |
Сроки |
ответственные |
1 |
Организация оздоровительных режимных моментов в организации занятий в первой и во второй половине дня (зарядка и физпауза на 10 и 20 минутах урока в начальной школе, физпаузы на 20 минуте урока в основной школе) |
Ежедневно |
Учителя - предметники |
2 |
Соблюдение требований к воздушно- тепловому режиму: - проветривание учебных помещений во время перемен; рекреаций – во время уроков; - сквозное проветривание учебных помещений и рекреации до начала занятий и после занятий в соответствии с погодными условиями |
В течение года |
Зам. директора по АХЧ, учителя –предметники и зав.кабинетами. |
3 |
Организация учебных занятий с исключением факторов, негативно влияющих на здоровье учащихся (неподвижная поза на уроке, отсутствие живых чувственных ощущений, преобладание словесно- информационного принципа учебного процесса, отсутствие чувственно- эмоционального фона на уроке) |
Ежедневно |
Учителя- предметники |
4 |
Составление расписания уроков, предусматривающее чередование предметов с высоким баллом по шкале трудности с предметами, которые позволяют частичную релаксацию учащихся |
Начало четверти |
Зам.директора по УВР
|
5 |
Составление расписания второй половины дня (расписание факультативов, кружков, групповых занятий), предусматривающее чередование занятий и отдыха |
Начало четверти |
Зам. директора по УВР
|
6. |
Информирование субъектов образовательного процесса о состоянии здоровья учащихся и условиях, способствующих сохранению и развитию здоровья Контроль за здоровьесберегающей деятельностью на уроках и переменах.
|
своевременно |
Заместители директора, медицинский работник |
7 |
Мониторинг физического здоровья учащихся по итогам медосмотра |
1 раз в год |
Медработник |
8. |
Анализ состояния психического здоровья вновь поступивших учащихся |
2 раза в год |
Психолог |
9 |
Проведение общешкольных родительских собраний по актуализации ценности здоровья, организации питания детей |
2 раза в год |
Зам. директора, классные руководители |
10 |
Проведение методического совещания « Учет индивидуальных особенностей детей», рекомендации учителям - предметникам |
1 раз в год
|
Психолог, зам.директора, классные руководители |
11 |
Проведение психологических тренингов для формирования благоприятного морально- психологического климата среди всех субъектов образовательного процесса |
1 раз в четверть |
Психолог |
12 |
Проведения Дня открытых дверей |
Ноябрь |
Директор, заместители директора |
13 |
Формирование программ мониторинга на выявление проблем и реализацию диалогизации, проблематизации, индивидуализации . Контроль за выполнение мер, направленных на сохранение и укреплению здоровья |
В течение года |
Зам.директора |
14 |
Проведение на большой перемене подвижных игр средней интенсивности для нач. школы |
В течение года |
Классные руководители |
14 |
Организация мер по повышению резистентности организма у учащихся в период сезонного подъема заболеваемости ОРИ в полярную ночь ( витаминопрофилактика в домашних условиях) |
По мере необходимости |
Медработник, Классные руководители |
3.Развитие материально- технической базы с целью создания условий для сохранения здоровья учащихся
№п/п |
Наименование содержания |
сроки |
ответственные |
1 |
Оборудование спортзалов |
В течение года |
Директор
|
2 |
Оборудование спортивной площадки во дворе гимназии |
В течение года |
Директор |
3 |
Оборудование кабинетов гимназии - при оборудовании кабинетов соблюдать Требования к помещениям и оборудованию ОУ, Требования к естественному и искусственному освещению) ( Сан ПинН) |
Июнь- август, в течение года |
Директор Зам.директора по АХЧ Зав.кабинетами |
4 |
Обеспечение учебно- методической литературой |
Апрель- май; Сентябрь- октябрь |
Директор библиотекарь |
5. |
Приобретение ТСО |
В течение года |
Директор, зам. директора по АХЧ |
6 |
Приобретение лекарственных препаратов для витаминизации детей |
В течение года |
Директор, медработник Родительский комитет |
4. Формирование информационно- экспертных условий с целью обеспечения эффективности управления образовательным процессом по сохранению здоровья учащихся
№п/п |
Наименование содержания |
сроки |
ответственные
|
1 |
Развитие системы информирования субъектов образовательного процесса по вопросам сохранения и развития здоровья:
|
В течение года |
Директор Зам.директора |
2 |
С целью контроля и развития здоровья учащихся: - организация социологических исследований, опросов, анкетирования учащихся, родителей, учителей; - анализ способов и форм доведения информации до родителей; - анализ использования информационного обеспечения для создания здоровьесберегающих условий; - коллективный анализ качества педагогических условий, обеспечивающих сохранение и укрепление психофизического здоровья |
В течение года |
Директор Зам.директора Психолог |
План реализации программы по сохранению и укреплению здоровья гимназистов
2010 – 2015 гг
Направления работы |
Формы работы |
Сроки реализации |
1. Совершенствование медицинской помощи учащимся в гимназии |
1.Обследование детей, поступающих в гимназию. Выделение учащихся группы «педагогического риска» 2.Диагностика и мониторинг состояния здоровья учеников 3.Создание информационной базы состояния здоровья учеников 4.Организация и проведение профилактических прививок учащимся и проведение противоэпидемиологических мероприятий в случае регистрации инфекционных заболеваний 5.Оказание стоматологической помощи учащимся, организация и проведение профилактических осмотров всех возрастных групп детей и подростков 6.Проведение профилактических медицинских осмотров учеников 7.Организация и проведение контроля выполнения санитарно-гигиенических правил 8.Организация работы по созданию кабинета по профилактике нарушения зрения учеников |
постоянно
постоянно постоянно постоянно
постоянно
постоянно постоянно 2011 |
2. Совершенствование системы питания в гимназии |
1.Внедрение альтернативных систем обеспечения питания учащихся 2.Разработка рекомендаций по организации дифференцированного питания при наиболее распространенных видах заболеваний. 3.Улучшение ассортимента блюд, обеспечение витаминизации и йодирования питания 4.Замена технологического оборудования столовой 5.Замена мебели в столовой |
2010 2010
2010 2010 2010 |
3. Совершенствования системы физического воспитания учащихся |
1.Организация работы спортивных секций по футболу, волейболу, баскетболу, легкой атлетике 2.Проведение спортивных соревнований и праздников на всех ступенях обучения (внутришкольные, окружные, городские) 3.Внедрение в образовательный процесс малых форм физического воспитания (физкультурные паузы, подвижные перемены, минутки здоровья) 4.Активное использование в рекреации начальной школы и малом спортивном зале зон двигательной активности: шведский стенки, перекладины на больших переменах 5.Проведение конкурса «Самый спортивный класс» 6. Проведение Спартакиады по игровым видам спорта и легкой атлетике в течение учебного года «Самый лучший прыгун, пенальтист, баскетболист, легкоатлет, волейболист и т.д.» 7.Проведение конкурса «Учитель,ученик,спорт» 8. Проведение праздников «Мама, папа, мой класс ,я – самые спортивные» 1-3-5 кл. 9. Соревнования по волейболу, баскетболу, футболу, легкой атлетике между учителями, учениками и родителями. 10.Спотивные состязания «Я выбирая спорт как альтернативу вредным привычкам» 11.Активизация работы по обеспечению безопасности учащихся во время занятий физической культурой , спортивных мероприятий ( правила техники безопасности при выполнении различных упражнений, смены видов спортивной деятельности, замена устаревшего оборудования и т.д.) 12.Улучшение материально-технической базы спортивных залов, стадиона |
постоянно Постоянно Постоянно
Постоянно Постоянно
Постоянно ежегодно ежегодно
ежегодно ежегодно
ежегодно раз в год
Постоянно |
4. Совершенствование психолого-педагогического обеспечения учебно-воспитательного процесса |
1.Реализация комплексного плана мероприятий психолого-педагогического сопровождения учащихся на этапе перехода (1, 5, 10 классы) 2.Изучение социально – психологического климата классных коллективов. 3. Исследование тревожности учащихся как неблагоприятного фактора в учебно – воспитательном процессе 4. Мониторинг удовлетворенности учащихся и родителей жизнедеятельности в ОУ 5. Изучение психологических и возрастных особенностей, выявление позитивного и негативного влияния условий жизни на обучение и воспитание учащихся. 6. Повышение психологической компетенции педагогов по внедрению современных здоровьесберегающих технологий (проведение проблемных семинаров) 7. Повышение социально-психологической компетенции учителей, классных руководителей, родителей по проблеме сохранения и укрепления здоровья детей 8.Психологическая поддержка детей, родителей, педагогов в процессе подготовки и проведения ЕГЭ 9. Проведение практических занятий с элементами тренинга для учащихся, педагогов и родителей по теме «Приемы и способы саморегуляции». |
Постоянно
Постоянно Постоянно
Постоянно Постоянно
2010
В системе
В системе
Два раза в год
|
5. Совершенствование социально-педагогического обеспечения учебно-воспитательного процесса |
1. Мониторинг уровня здоровья учащихся гимназии, экспертиза и оценка уровня нарушений зрения и осанки. 2. Проведение психолого-педагогических консилиумов «Организация учебного процесса с учетом здоровья учащихся. 3. Осуществление психолого-социального сопровождения учащихся «группы риска» 4. Организация профилактической работы в соответствии с Комплексной системой мер по профилактике негативных проявлений среди учащихся 5. Выявление актуальных для гимназии запросов по психологическому, социальному, валеологическому сопровождению. 6. Организация взаимодействия учащихся с социальными центрами в рамках укрепления и сохранения здоровья 7. Проведение совместных с родителями мероприятий, направленных на содействие здоровью школьников. 8. Реализация комплексного плана оздоровительных мероприятий и гигиенического воспитания учащихся совместно с Общественным советом гимназии. 9. Проведение исследования среди учащихся по теме «Здоровье – моя ценность» 10. Проведение семинара по теме «Возможность рациональной организации учебного процесса и здоровьесберегающей деятельности в условиях гимназии» 11. Организация просветительско-воспитательной работы с учащимися, направленной на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни: включение в работу классных руководителей гимназии программ ЗОЖ. 12. Оказание социально-психологической помощи детям со школьными проблемами |
Постоянно
В системе
Постоянно В системе
Раз в год
Постоянно
Регулярно
постоянно
1 раз год
1 раз в год В системе
Постоянно |
6. Совершенствование учебно-воспитательного процесса |
1.Реализация программы гимназии по сохранению и укреплению здоровья 2.Реализация комплекса мер по профилактике негативных тенденций общества среди детей и подростков. 3. «Уроки здоровья», «Дни здоровья», декада «SOS»,выступление агитбригады «Румяные щечки», тематические конкурсы плакатов и рисунков, социологические опросы , акции по пропаганде ЗОЖ, инструктажи по сохранению здоровья и обеспечению безопасности жизнедеятельности учащихся. 4. Составление расписания звонков, уроков, факультативных, групповых занятий, дополнительного образования с учетом санитарно-гигиенических требований к организации учебно-воспитательного процесса. 5. Составление графика проведения контрольных работ и зачетов. 6. Совершенствование календарно-тематического планирования с включением вопросов охраны здоровья, нормирования учебной нагрузки, дозирования домашнего задания с целью предотвращения перегрузки учащихся 7.Отслеживание успеваемости с учетом диагностики психического и физического развития учащихся 8.Изучение основ здорового образа жизни на уроках обж, природоведения, биологии, обществознания, физической культуры и др.
9.Замена мебели в начальной школе на разноуровневую 10.Организация и проведение контроля выполнения санитарно-гигиенических требований 11.Совершенствования плана воспитательной работы классных руководителей с включением раздела по формированию у учащихся здорового образа жизни, укреплению здоровья |
С 2010 Постоянно
Постоянно
Постоянно
Постоянно
ежегодно
Постоянно
В соответствии с планированием учителей-предметников 2010 систематически Постоянно ежегодно |
7. Совершенствование методического обеспечения учебно-воспитательного процесса |
1.Оказание методической помощи учителям и классным руководителям в освоении инновационных здоровьесберегающих технологий 2.Проведение заседаний методических объединений учителей, методического совета, педсовета гимназии по проблемам сохранения и укрепления здоровья детей 3.Совершенствование нормативной, правовой и учебно-дидактической базы, обеспечивающей деятельность по сохранению здоровья учащихся |
В системе
В системе
Ежегодно |