Программа деятельности МОУ г.Мурманска гимназии № 9 по сохранению и укреплению здоровья гимназистов

2010 – 2015 г.г.


Программа включает управленческие мероприятия по направлениям:


Управление по сохранению развития и здоровья в образовательном процессе предусматривает:


Главные результаты:


= Сохранение и развитие здоровья учащихся;

= Снижение количества наиболее часто встречающихся в школьном возрасте заболеваний, сокращение пропусков уроков по болезни;

= Привлечение к массовым занятиям спортом учащихся;

=Привитие учащимся потребности и умений самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях

отдыха, повышения работоспособности и укрепления здоровья;

= Повышение профессиональной компетентности педагогов и общекультурной подготовки родителей

=Социальная адаптация детей



Цель: Создание здоровьесберегающих условий организации образовательного процесса, приобщение учащихся к ценностям

здорового образа жизни.


Задачи:

1. Совершенствовать нормативно- правовые условия развития и сохранения здоровья учащимся;

  1. Создание комплекса управленческих условий , включающих следующие направления:

= организационно- содержательные;

= информационно- аналитические;

= мотивационно- целевые;

= планово- прогностические;

= контрольно – диагностические.

  1. Формирование информационно- экспертных условий с целью обеспечения эффективности управления образовательным процессом по сохранению развития и здоровья учащихся;

  2. Развитие материально- технической базы с целью создания условий для сохранения здоровья учащихся.

  3. Повышение уровня информированности учеников, их родителей и педагогов в вопросах сохранения здоровья путем использование различных форм и методов профилактической работы.

  4. Формирование позитивного отношения к сохранению здоровья в каждом школьнике.

Направления деятельности гимназии по сохранению и развитию здоровья


  1. Совершенствование нормативно- правовых условий, сохранение и развитие здоровья учащихся.


№п/п

Наименование содержания

Сроки

ответственные

1

Анализ состояния здоровья учащихся.

Оформление аналитических и статистических отчетов о состоянии здоровья учащихся в гимназии

Каждое полугодие

Заместитель директора по УВР, классные руководители, медицинский работник

2

Издание и анализ локальных и нормативных актов по сохранению и развитию здоровья учащихся

Сентябрь, октябрь

Директор

3

Утверждение режима питания, средней стоимости питания

Сентябрь

Директор

4

Организация работы спортивных секций на базе гимназии (сотрудничество с ДЮСШ №2,4,8,10)

Сентябрь

Директор, учителя физкультуры

5

Введение третьего часа физкультуры в начальной школе за счет вариативной части

В течение года

Зам. директора, учителя начальной школы

6

Организация спортивно- оздоровительных мероприятий:

- День здоровья;

-Папа, мама, мой класс, я - самые спортивные

- Веселые старты;

- Годовая спартакиада по игровым видам спорта и легкой атлетике

-Спортивные соревнования по игровым видам спорта (футбол, волейбол, баскетбол);

- Семейные спортивные соревнования;

- занятия по ОФП;

- участие в городских спортивных соревнованиях

В течение года

Директор, зам. директора по ВР, руководитель МО физкультуры, медработник, классные руководители


  1. Создание комплекса управленческих условий, включающих следующие напрвления : организационно- содержательные, информационно- аналитические, мотивационно- целевые, планово- прогностические, организационно- исполнительские, информационно-просветительские, контрольно- диагностические.


№п/п

Наименование содержания

Сроки

ответственные

1

Организация оздоровительных режимных моментов в организации занятий в первой и во второй половине дня (зарядка и физпауза на 10 и 20 минутах урока в начальной школе, физпаузы на 20 минуте урока в основной школе)

Ежедневно

Учителя - предметники

2

Соблюдение требований к воздушно- тепловому режиму:

- проветривание учебных помещений во время перемен; рекреаций – во время уроков;

- сквозное проветривание учебных помещений и рекреации до начала занятий и после занятий в соответствии с погодными условиями

В течение года

Зам. директора по АХЧ, учителя –предметники и зав.кабинетами.

3

Организация учебных занятий с исключением факторов, негативно влияющих на здоровье учащихся (неподвижная поза на уроке, отсутствие живых чувственных ощущений, преобладание словесно- информационного принципа учебного процесса, отсутствие чувственно- эмоционального фона на уроке)

Ежедневно

Учителя- предметники

4

Составление расписания уроков, предусматривающее чередование предметов с высоким баллом по шкале трудности с предметами, которые позволяют частичную релаксацию учащихся

Начало четверти

Зам.директора по УВР


5

Составление расписания второй половины дня (расписание факультативов, кружков, групповых занятий), предусматривающее чередование занятий и отдыха

Начало четверти

Зам. директора по УВР


6.

Информирование субъектов образовательного процесса о состоянии здоровья учащихся и условиях, способствующих сохранению и развитию здоровья

Контроль за здоровьесберегающей деятельностью на уроках и переменах.


своевременно

Заместители директора, медицинский работник

7

Мониторинг физического здоровья учащихся по итогам медосмотра

1 раз в год

Медработник

8.

Анализ состояния психического здоровья вновь поступивших учащихся

2 раза в год

Психолог

9

Проведение общешкольных родительских собраний по актуализации ценности здоровья, организации питания детей

2 раза в год

Зам. директора, классные руководители

10

Проведение методического совещания « Учет индивидуальных особенностей детей», рекомендации учителям - предметникам

1 раз в год



Психолог, зам.директора, классные

руководители

11

Проведение психологических тренингов для формирования благоприятного морально- психологического климата среди всех субъектов образовательного процесса

1 раз в четверть

Психолог

12

Проведения Дня открытых дверей

Ноябрь

Директор, заместители директора

13

Формирование программ мониторинга на выявление проблем и реализацию диалогизации, проблематизации, индивидуализации .

Контроль за выполнение мер, направленных на сохранение и укреплению здоровья

В течение года

Зам.директора

14

Проведение на большой перемене подвижных игр средней интенсивности для нач. школы

В течение года

Классные руководители

14

Организация мер по повышению резистентности организма у учащихся в период сезонного подъема заболеваемости ОРИ в полярную ночь

( витаминопрофилактика в домашних условиях)

По мере необходимости

Медработник,

Классные руководители


3.Развитие материально- технической базы с целью создания условий для сохранения здоровья учащихся


№п/п

Наименование содержания

сроки

ответственные

1

Оборудование спортзалов

В течение года

Директор


2

Оборудование спортивной площадки во дворе гимназии

В течение года

Директор

3

Оборудование кабинетов гимназии

- при оборудовании кабинетов соблюдать Требования к помещениям и оборудованию ОУ, Требования к естественному и искусственному освещению)

( Сан ПинН)

Июнь- август, в течение года

Директор

Зам.директора по АХЧ

Зав.кабинетами

4

Обеспечение учебно- методической литературой

Апрель- май;

Сентябрь- октябрь

Директор

библиотекарь

5.

Приобретение ТСО

В течение года

Директор, зам. директора по АХЧ

6

Приобретение лекарственных препаратов для витаминизации детей

В течение года

Директор, медработник

Родительский комитет



4. Формирование информационно- экспертных условий с целью обеспечения эффективности управления образовательным процессом по сохранению здоровья учащихся

№п/п

Наименование содержания

сроки

ответственные



1

Развитие системы информирования субъектов образовательного процесса по вопросам сохранения и развития здоровья:


В течение года

Директор

Зам.директора

2

С целью контроля и развития здоровья учащихся:

- организация социологических исследований, опросов, анкетирования учащихся, родителей, учителей;

- анализ способов и форм доведения информации до родителей;

- анализ использования информационного обеспечения для создания здоровьесберегающих условий;

- коллективный анализ качества педагогических условий, обеспечивающих сохранение и укрепление психофизического здоровья

В течение года

Директор

Зам.директора

Психолог


План реализации программы по сохранению и укреплению здоровья гимназистов

2010 – 2015 гг


Направления работы

Формы работы

Сроки реализации

1. Совершенствование медицинской помощи учащимся в гимназии

1.Обследование детей, поступающих в гимназию. Выделение учащихся группы «педагогического риска»

2.Диагностика и мониторинг состояния здоровья учеников

3.Создание информационной базы состояния здоровья учеников

4.Организация и проведение профилактических прививок учащимся и проведение противоэпидемиологических мероприятий в случае регистрации инфекционных заболеваний

5.Оказание стоматологической помощи учащимся, организация и проведение профилактических осмотров всех возрастных групп детей и подростков

6.Проведение профилактических медицинских осмотров учеников

7.Организация и проведение контроля выполнения санитарно-гигиенических правил

8.Организация работы по созданию кабинета по профилактике нарушения зрения учеников

постоянно


постоянно

постоянно

постоянно


постоянно


постоянно

постоянно

2011

2. Совершенствование системы питания в гимназии

1.Внедрение альтернативных систем обеспечения питания учащихся

2.Разработка рекомендаций по организации дифференцированного питания при наиболее распространенных видах заболеваний.

3.Улучшение ассортимента блюд, обеспечение витаминизации и йодирования питания

4.Замена технологического оборудования столовой

5.Замена мебели в столовой

2010

2010


2010

2010

2010

3. Совершенствования системы физического воспитания учащихся

1.Организация работы спортивных секций по футболу, волейболу, баскетболу, легкой атлетике

2.Проведение спортивных соревнований и праздников на всех ступенях обучения (внутришкольные, окружные, городские)

3.Внедрение в образовательный процесс малых форм физического воспитания (физкультурные паузы, подвижные перемены, минутки здоровья)

4.Активное использование в рекреации начальной школы и малом спортивном зале зон двигательной активности: шведский стенки, перекладины на больших переменах

5.Проведение конкурса «Самый спортивный класс»

6. Проведение Спартакиады по игровым видам спорта и легкой атлетике в течение учебного года «Самый лучший прыгун, пенальтист, баскетболист, легкоатлет, волейболист и т.д.»

7.Проведение конкурса «Учитель,ученик,спорт»

8. Проведение праздников «Мама, папа, мой класс ,я – самые спортивные» 1-3-5 кл.

9. Соревнования по волейболу, баскетболу, футболу, легкой атлетике между учителями, учениками и родителями.

10.Спотивные состязания «Я выбирая спорт как альтернативу вредным привычкам»

11.Активизация работы по обеспечению безопасности учащихся во время занятий физической культурой , спортивных мероприятий ( правила техники безопасности при выполнении различных упражнений, смены видов спортивной деятельности, замена устаревшего оборудования и т.д.)

12.Улучшение материально-технической базы спортивных залов, стадиона

постоянно

Постоянно

Постоянно


Постоянно

Постоянно


Постоянно

ежегодно

ежегодно



ежегодно

ежегодно


ежегодно

раз в год



Постоянно

4. Совершенствование психолого-педагогического обеспечения учебно-воспитательного процесса

1.Реализация комплексного плана мероприятий психолого-педагогического сопровождения учащихся на этапе перехода (1, 5, 10 классы)

2.Изучение социально – психологического климата классных коллективов.

3. Исследование тревожности учащихся как неблагоприятного фактора в учебно – воспитательном процессе

4. Мониторинг удовлетворенности учащихся и родителей жизнедеятельности в ОУ

5. Изучение психологических и возрастных особенностей, выявление позитивного и негативного влияния условий жизни на обучение и воспитание учащихся.

6. Повышение психологической компетенции педагогов по внедрению современных здоровьесберегающих технологий (проведение проблемных семинаров)

7. Повышение социально-психологической компетенции учителей, классных руководителей, родителей по проблеме сохранения и укрепления здоровья детей

8.Психологическая поддержка детей, родителей, педагогов  в процессе подготовки и проведения ЕГЭ  

9. Проведение практических занятий с элементами тренинга для учащихся, педагогов и родителей по теме «Приемы и способы саморегуляции».

Постоянно


Постоянно

Постоянно


Постоянно

Постоянно


2010


В системе


В системе


Два раза в год


5. Совершенствование социально-педагогического обеспечения учебно-воспитательного процесса

1. Мониторинг уровня здоровья учащихся гимназии, экспертиза и оценка уровня нарушений зрения и осанки.

2. Проведение психолого-педагогических консилиумов «Организация учебного процесса с учетом здоровья учащихся.

3. Осуществление психолого-социального сопровождения учащихся «группы риска»

4. Организация профилактической работы в соответствии с Комплексной системой мер по профилактике негативных проявлений среди учащихся

5. Выявление актуальных для гимназии запросов по психологическому, социальному, валеологическому сопровождению.

6. Организация взаимодействия учащихся с социальными центрами в рамках укрепления и сохранения здоровья

7. Проведение совместных с родителями мероприятий, направленных на содействие здоровью школьников.

8. Реализация комплексного плана оздоровительных мероприятий и гигиенического воспитания учащихся совместно с Общественным советом гимназии.

9. Проведение исследования среди учащихся по теме «Здоровье – моя ценность»

10. Проведение семинара по теме «Возможность рациональной организации учебного процесса и здоровьесберегающей деятельности в условиях гимназии»

11. Организация просветительско-воспитательной работы с учащимися, направленной на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни: включение в работу классных руководителей гимназии программ ЗОЖ.

12. Оказание социально-психологической помощи детям со школьными проблемами

Постоянно


В системе


Постоянно

В системе


Раз в год


Постоянно


Регулярно


постоянно



1 раз год


1 раз в год

В системе



Постоянно

6. Совершенствование учебно-воспитательного процесса

1.Реализация программы гимназии по сохранению и укреплению здоровья

2.Реализация комплекса мер по профилактике негативных тенденций общества среди детей и подростков.

3. «Уроки здоровья», «Дни здоровья», декада «SOS»,выступление агитбригады «Румяные щечки», тематические конкурсы плакатов и рисунков, социологические опросы , акции по пропаганде ЗОЖ, инструктажи по сохранению здоровья и обеспечению безопасности жизнедеятельности учащихся.

4. Составление расписания звонков, уроков, факультативных, групповых занятий, дополнительного образования с учетом санитарно-гигиенических требований к организации учебно-воспитательного процесса.

5. Составление графика проведения контрольных работ и зачетов.

6. Совершенствование календарно-тематического планирования с включением вопросов охраны здоровья, нормирования учебной нагрузки, дозирования домашнего задания с целью предотвращения перегрузки учащихся

7.Отслеживание успеваемости с учетом диагностики психического и физического развития учащихся

8.Изучение основ здорового образа жизни на уроках обж, природоведения, биологии, обществознания, физической культуры и др.



9.Замена мебели в начальной школе на разноуровневую

10.Организация и проведение контроля выполнения санитарно-гигиенических требований

11.Совершенствования плана воспитательной работы классных руководителей с включением раздела по формированию у учащихся здорового образа жизни, укреплению здоровья

С 2010

Постоянно


Постоянно




Постоянно



Постоянно


ежегодно


Постоянно


В соответствии с планированием учителей-предметников

2010

систематически

Постоянно

ежегодно

7. Совершенствование методического обеспечения учебно-воспитательного процесса

1.Оказание методической помощи учителям и классным руководителям в освоении инновационных здоровьесберегающих технологий

2.Проведение заседаний методических объединений учителей, методического совета, педсовета гимназии по проблемам сохранения и укрепления здоровья детей

3.Совершенствование нормативной, правовой и учебно-дидактической базы, обеспечивающей деятельность по сохранению здоровья учащихся

В системе


В системе


Ежегодно