Перспективный план работы социального педагога 2010 – 2011 учебный год.
Цель - содействие администрации и педагогическому коллективу в деятельности, направленной на сохранение и укрепление здоровья участников процесса воспитания и обучения и создание условий для успешного обучения и развития учащихся, защита детей в жизненном пространстве.
Задачи:
проведение социальной, психолого-педагогической диагностики условий личностных особенностей, социально – бытовых условий жизни определенных категорий детей и семей; выявление позитивных и негативных влияний социального окружения;
формирование у гимназистов потребности в ведении здорового образа жизни;
организация просветительской работы в вопросах воспитательного потенциала семьи и проведение профилактических мероприятий, направленных на пропаганду ЗОЖ;
контроль по организации питания;
развитие взаимодействия между учащимися - родителями- педагогами;
социальная защита детей, находящихся под опекой; детей с ограниченными возможностями, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
профилактика и коррекция правонарушений среди подростков;
предупреждение возникновения проблем развития ребенка;
содействие учащимся в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями.
Направления деятельности:
Защитно–охранная деятельность:
- социально – педагогическая охрана прав детства
- охрана психического и физического здоровья школьников
- содействие в получении основного и среднего полного образования.
Социально–педагогическая профилактика:
- профилактика школьной дезадаптации, педагогической и социальной запущенности
- профилактика правонарушений, безнадзорности и беспризорности
- профилактика курения, употребления алкоголя, ПАВ.
Социально – педагогическое сопровождение:
- психолого–педагогическая коррекция социальной дезадаптации, нарушений в развитии личности
- сопровождение обучающихся различных «групп риска».
Сентябрь |
|
Социально – педагогическая охрана прав детства. |
Создание и уточнение банка данных детей, имеющих социальные, психологические и личностные проблемы (диагностика, наблюдения), нуждающихся в соц. защите, опеке, попечительстве. Совместный психолого-педагогический консилиум с педагогами гимназии Организация льготного питания незащищенных и нуждающихся категорий обучающихся. Посещение семей, в которых дети находятся под опекой и попечительством; семей, где воспитывает один отец; семей, состоящих на различных видах учета, с целью выявления социального неблагополучия. |
Охрана физического здоровья школьников |
Организация питания школьников |
Профилактика школьной дезадаптации, педагогической и социальной запущенности |
Выявление среди обучающихся 1, 5 классов детей «группы риска» по формированию школьной дезадаптации. Родительские собрания в 1, 5 классах |
Профилактика правонарушений, безнадзорности и беспризорности |
Профилактические беседы, часы общения в 1 – 11 классах «Правила поведения в школе», «Правила безопасности на автомобильных и железных дорогах» Организация и анализ внеклассной занятости школьников, состоящих на различных видах учета Контроль посещаемости и успеваемости детей, склонных к неуспеваемости и пропускам уроков. Учет, корректировка обучающихся: – дети из социально незащищенных семей; – опекаемые учащиеся и дети микрорайона; – дети, проживающие у родственников; – учащиеся девиантного поведения; – семьи, находящиеся в социально опасном положении |
Октябрь |
|
Социально – педагогическая охрана прав детства |
Составление и анализ социальных паспортов классов, школы Сопровождение семей «группы риска», опекаемых с целью контроля за соблюдением прав ребенка. |
Профилактика школьной дезадаптации |
Диагностика «Мотивы обучения в 1, 5, 10-ом классе»
|
Профилактика школьной дезадаптации |
Составление карт наблюдения неблагополучных семей, школьников, стоящих на ВШУ. |
Профилактика правонарушений, безнадзорности и беспризорности. |
Выявление и предупреждение фактов отклонения в поведении и обучении (наблюдения, беседы) Совет профилактики. Содействие в организации каникулярного отдыха школьников на осенних каникулах. Оформление документов: – социальный паспорт ОУ; – список опекаемых учащихся, акты; – список учащихся, состоящих на учете; – список учащихся из социально опасных семей; – список учащихся, проживающих у родственников; – акты бытовых условий по защите прав. |
Профилактика жестокого обращения с детьми |
Социологический опрос для учащихся «Взрослые – глазами детей» |
Ноябрь |
|
Социально – педагогическая охрана прав детства |
Сопровождение семей «группы риска», опекаемых детей. |
Профилактика жестокого обращения с детьми |
Круглый стол для педагогов «Формирование позитивных детско-родительских отношений. Формы и методы работы» |
Профилактика правонарушений, безнадзорности и беспризорности |
Сопровождение детей «группы риска». Совет профилактики.
|
Профилактика курения, употребления алкоголя, ПАВ. |
Диагностика обучающихся 5 - 10 классов по проблеме приобщения к курению, алкоголю, ПАВ. |
Психолого–педагогическая коррекция социальной дезадаптации, нарушений в развитии личности. |
Участие в психолого-педагогическом консилиуме по 1, 5, 10 классам с целью информирования и предоставления рекомендаций педагогам. |
Декабрь |
|
Социально – педагогическая охрана прав детства |
Составление актов обследования семей, где дети находятся под опекой и попечительством. |
Охрана психического и физического здоровья школьников |
Участие в мероприятиях, направленных на сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Декада SOS |
Содействие в получении основного и среднего полного образования. |
Индивидуальные занятия с обучающимися, неуспевающими, склонными к пропускам уроков.
|
Профилактика школьной дезадаптации, педагогической и социальной запущенности. |
Выявление среди обучающихся начальных классов детей «группы риска» по проблеме школьной дезадаптации. Составление карт наблюдения неблагополучных семей Посещение социально опасных семей с целью обследования социально-бытовых условия проживания детей и оказания помощи. |
Профилактика правонарушений, безнадзорности и беспризорности. |
Организация каникулярного отдыха школьников Совет профилактики. |
Профилактика курения, употребления алкоголя, ПАВ.
|
Диагностика обучающихся 9 – 11 классов по проблеме приобщения к алкоголю, употреблению ПАВ. Мероприятия в рамках декады «SOS» |
Январь |
|
Социально – педагогическая охрана прав детства |
.Посещение и сбор отчетов по опекаемым детям и приемным семьям с целью контроля над соблюдением прав ребенка. |
Охрана психического и физического здоровья школьников |
.Родительское собрание 9,11 классов «Как правильно подготовить ребенка к сдаче экзаменов» |
Профилактика жестокого обращения с детьми |
Заседание МО классных руководителей (информационно – просветительская деятельность) по теме «Права детей – права человека» |
Февраль |
|
Профилактика жестокого обращения с детьми |
Конкурс творческих работ учащихся «Я ребенок – я человек» |
Содействие в профориентационной работе с учащимися |
Профориентационное тестирование «Куда пойти учиться?» 8 – 11 классы |
Охрана психического и физического здоровья школьников |
Цикл занятий по половому воспитанию 9-11 со специалистами служб города Информационные занятия по проблеме здорового образа жизни учащихся
|
Профилактика правонарушений, безнадзорности и беспризорности |
Мероприятия в рамках месячника правовых знаний |
Психолого-педагогическая коррекция социальной дезадаптации, нарушений в развитии личности |
Коррекционная индивидуальная и групповая работа для учащихся, стоящих на ВШУ |
Март |
|
Содействие в профориентационной работе с учащимися |
Практические занятия по профориентации учащихся. Помощь в выборе учебных заведений. Цикл мероприятий по профориентации 8 – 11 классы Посещение выставки образовательных услуг при МУК |
Профилактика жестокого обращения с детьми |
Общешкольное родительское собрание «Детство без слез» |
Профилактика правонарушений, безнадзорности и беспризорности |
Совет профилактики. Организация каникулярного отдыха. |
Апрель |
|
Социально – педагогическая охрана прав детства |
Выявление и изучение условий жизнедеятельности опекаемых детей, детей, проживающих в семьях, состоящих на учете |
Охрана психического и физического здоровья школьников |
Составление информационных бюллетеней к всероссийскому Дню здоровья |
Профилактика правонарушений, безнадзорности и беспризорности. |
Проведение профилактических бесед и лекций на правовую тематику. Прогноз и информатизация по проблеме каникулярного отдыха и трудоустройства обучающихся разных категорий в летний период. Совет профилактики. Консультации для родителей обучающихся, имеющих трудности в развитии и отклонения в поведении. |
Май. |
|
Социально – педагогическая охрана прав детства |
Информирование об организации и работе ДОЛ Оказание помощи семьям в организации летнего отдыха школьников, летнем трудоустройстве. |
Профилактика правонарушений, безнадзорности и беспризорности |
Информатизация по проблеме каникулярного отдыха и трудоустройства обучающихся «группы риска» в летний период. Совет профилактики. Анализ работы социально – психологической службы за год |
Психолого-педагогическая коррекция социальной дезадаптации, нарушений в развитии личности |
Часы общения в 9,11 классах «Как подготовиться к экзаменам»
|
Перспективный план работы педагога – психолога МОУ гимназии №9 на 2010 - 2011 учебный год.
Цель работы:
Создание условий для успешного обучения и развития, учащихся на всех возрастных этапах.
Задачи:
Защищать учащихся и оказывать им помощь в поиске решений возникающих социальных и психологических проблем
Выявлять проблемы участников процесса воспитания и обучения, определять причины их возникновения, вырабатывать пути и средства их разрешения
Оказывать помощь педагогам, родителям в вопросах обучения, воспитания, развития учащихся
Повысить психологическую компетентность педагогов
Предупреждать негативные тенденции и проявления рискового поведения учащихся, в социальном и психологическом плане
Содействовать в приобретении знаний, умений и навыков, необходимых для жизненного и профессионального самоопределения учащихся
Содействовать процессу адаптации детей, обучающихся в 1 классе
Обеспечить сопровождение учащихся при переходе в следующее звено и создать условия для успешной адаптации
Просвещать и информировать учащихся, родителей, педагогов в вопросах развития, обучения, воспитания, социально – правовой защиты
Изучить сформированность ценностных ориентиров и нравственных позиций выпускников
Содействовать в психологической подготовке учащихся 9, 11 классов к сдаче экзаменов по форме ЕГЭ
Виды деятельности |
Название работы |
Класс |
Сроки проведения |
Ответственный |
Предполагаемый результат |
||||
С детьми |
С педагогами |
С родителями |
|||||||
Психологическое просвещение |
|
Групповая консультация для педагогов, обучающих первоклассников по темам: «Психологическая готовность детей к школе» «Характеристика детей младшего школьного возраста» «Школьная дезадаптация и связанные с ней трудности обучения» |
Родительское собрание по теме «Ребенок идет в первый класс»
Психологический лекторий по теме «Особенности адаптации первоклассников» |
1 классы |
Сентябрь - ноябрь |
Педагог психолог; классные руководители |
Психологическое просвещение педагогов родителей в правильном подходе при сопровождении ребенка в адаптационный период |
||
|
Групповая консультация для педагогов, обучающих пятиклассников по темам: «Психологическая готовность детей при переходе в среднее звено» «Учебные трудности пятиклассников» «Школьная дезадаптация и связанные с ней трудности обучения» |
Психологический лекторий по теме «Трудности, возникающие при переходе в среднее звено»
Родительское собрание по теме «Особенности адаптации пятиклассников» |
5 классы |
Сентябрь - ноябрь |
Педагог психолог; классные руководители |
Психологическое просвещение педагогов родителей в правильном подходе при сопровождении ребенка в адаптационный период при переходе в среднее звено |
|||
Психологическое просвещение |
|
Групповая консультация для педагогов, обучающих десятиклассников по темам: «Трудности и противоречия развития психической сферы старшеклассников» «Психологическая готовность к обучению в основной школе. Проблемы школьной адаптации десятиклассников» |
Психологический лекторий по теме «Проблемы мотивации учащихся десятых классов» |
10 классы |
Сентябрь - октябрь |
Педагог психолог; классные руководители |
Психологическое просвещение педагогов родителей в правильном подходе при сопровождении ребенка в адаптационный период при переходе в старшее звено |
||
Психологическая профилактика |
Адаптационные занятия с учащимися «Введение в школьную жизнь» по программе адаптационных занятий для первоклассников А. Санько «Школьный психолог» №23 1999 г. |
|
|
1 классы |
Сентябрь - октябрь |
Педагог психолог |
Способствовать психологической адаптации первоклассников к новым условиям. |
||
Психологическая профилактика |
Адаптационные занятия с учащимися «Первый раз в пятый класс» по программе адаптации детей к средней школе Е.Г. Коблик |
|
|
5 классы |
сентябрь - ноябрь |
Педагог психолог; классные руководители |
Способствовать психологической адаптации пятиклассников к условиям средней школы. |
||
Психологическая профилактика |
Адаптационные занятия с учащимися «Как выжить в старшей школе» по программе психопрофилактика школьной тревожности. «Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция» |
|
|
10 классы |
сентябрь - ноябрь |
Педагог психолог; классные руководители |
Способствовать психологической адаптации десятиклассников к условиям старшей школы. |
||
Психологическая диагностика |
Диагностическое исследование адаптации учащихся первых классов: Проективная методика «Школа зверей»; «Я в школе, я дома» «Карта – схема изучения социально-психологической адаптации детей к школе», «Психологический анализ особенностей адаптации первоклассников к школе», заполняет педагог Анкета для родителей по выявлению уровня адаптации ребенка к школе, заполняет родитель |
|
|
1 классы |
Октябрь - ноябрь |
Педагог психолог; классные руководители |
Изучение особенностей приспособления детей к новой ситуации. Выявление учащихся первых классов с риском школьной дезадаптации. Прогноз возможных трудностей. |
||
Психологическая диагностика |
Диагностическое исследование адаптации учащихся пятых классов: «Многомерная оценка детской тревожности» Ромицыной Е.Е.
«Модифицированный вариант анкеты школьной мотивации Н.Г. Лускановой» |
|
|
5 классы |
октябрь |
Педагог психолог |
Изучение особенностей приспособления детей к новой ситуации обучения. Выявление учащихся пятых классов с риском школьной дезадаптации. Прогноз возможных трудностей. |
||
Психологическая диагностика |
Диагностическое исследование адаптации учащихся десятых классов: Анкета «Рейтинг учебных предметов» Методика «Уровень учебной мотивации» Методика Петренко «Незаконченные предложения»
|
|
|
10 классы |
ноябрь |
Педагог психолог; классные руководители |
Изучение особенностей приспособления детей к новой ситуации обучения. Прогноз возможных трудностей. |
||
Коррекционно-развивающая работа |
Групповые и индивидуальные коррекционно – развивающие занятия
|
|
|
1 классы |
Ноябрь - февраль |
Педагог психолог |
Обеспечение психологического сопровождения развития ребенка и коррекция трудностей его развития в результате диагностики |
||
Коррекционно-развивающая работа |
Групповые и индивидуальные коррекционно – развивающие занятия
|
|
|
5 классы |
Ноябрь - февраль |
Педагог психолог |
Обеспечение психологического сопровождения развития ребенка и коррекция трудностей его развития в результате диагностики |
||
Коррекционно-развивающая работа |
Групповые и индивидуальные коррекционно – развивающие занятия
|
|
|
7 классы |
Ноябрь - февраль |
Педагог психолог |
Коррекция трудностей развития и формирование учебной мотивации и положительной самооценки |
||
Психологическое просвещение |
|
|
Родительское собрание для 7 классов «Как помочь ребенку учиться» |
Педагоги, родители |
декабрь |
Педагог психолог; классные руководители |
Психологическое просвещение педагогов и родителей в вопросах взаимодействия с подростками |
||
Психологическая профилактика |
Проведение практических занятий с элементами тренинга «Обучение навыкам и приемам саморегуляции» |
|
|
9 классы |
декабрь |
Педагог психолог |
Профилактика негативных проявлений |
||
Психологическая профилактика |
Проведение практических занятий по теме «Мифы о курении» |
|
|
7 классы |
декабрь |
Педагог психолог; классные руководители |
Профилактика негативных проявлений |
||
Психологическое просвещение |
Профориентационная работа с учащимися , 9, 11 классов: профориентационные консультации, лектории; курс занятий для учащихся 9-11 классов «Психология и выбор профессии» Резапкиной
|
|
Родительское собрание для 9, 11 классов по теме «Ошибки выбора профессии» |
9, 11 классы |
Январь - февраль |
Педагог психолог; классные руководители |
Оказание помощи учащимся в профессиональном самоопределении |
||
Психологическая диагностика |
Профдиагностика учащихся:
«Ориентировочно-диагностическая
анкета направленности интересов»;
|
|
|
9, 11 классы |
февраль |
Педагог психолог; классные руководители |
Оказание помощи учащимся в профессиональном самоопределении |
||
Психологическое консультирование |
Индивидуальные и групповые консультации для учащихся по результатам профдиагностики |
Индивидуальные и групповые консультации для учащихся по результатам профдиагностики |
Индивидуальные и групповые консультации для учащихся по результатам профдиагностики |
9, 11 классы |
февраль |
Педагог психолог; классные руководители |
Оказание помощи учащимся в профессиональном самоопределении |
||
Психологическая профилактика |
Проведение занятий «Стратегии поведения при подготовке к ЕГЭ» «Способы саморегуляции» |
|
|
9,11 классы |
Март - апрель |
Педагог психолог; |
Оказание помощи учащимся в подготовке к сдаче экзаменов в форме ЕГЭ |
||
Психологическая диагностика |
Диагностика психологических особенностей учащихся: Опросник «Сенсорные предпочтения» Э. Эйдемиллер ШАС адаптирована Т.Г. Чертовой – диагностика утомляемости ИТО Л.Н. Собчик
|
|
|
11 классы; 9 классы |
март |
Педагог психолог; |
Определение учащихся «группы риска», которые в силу психологических особенностей могут испытывать затруднения на ЕГЭ.
|
||
Психологическое консультирование |
|
Семинар для педагогов по теме «Особенности и проблемы подготовки к ЕГЭ».
Психолого – педагогический консилиум «Готовность учащихся с экзаменам в форме ЕГЭ»
|
|
11 классы; 9 классы |
апрель |
Администрация; Педагог психолог; классные руководители |
Информировать администрацию и педагогов по результатам диагностического исследования и предоставить рекомендации
|
||
Психологическое консультирование |
Индивидуальное консультирование |
|
Родительское собрание «Как помочь ребенку сдать ЕГЭ» |
11 классы; 9 классы |
Апрель - май |
Педагог психолог; классные руководители |
Предоставление рекомендаций родителям; учащимся |
||
Психологическое консультирование |
|
Участие в семинаре – практикуме для педагогов по теме «Формы и методы работы с одаренными и способными учащимися» |
|
1 – 11 классы |
ноябрь |
Администрация; Педагог психолог; классные руководители |
Повышение уровня педагогической компетенции |
||
Психологическое просвещение |
» |
Групповая консультация для педагогов, обучающих четвероклассников по темам: «Психологическая готовность детей к переходу в среднее звено» «Характеристика детей при переходе на другую ступень обучения» «Школьная дезадаптация и связанные с ней трудности обучения» |
Родительское собрание по теме «Ребенок идет в пятый класс»
Психологический лекторий по теме «Особенности адаптации при переходе на следующую ступень обучения» |
4 классы |
Апрель - май |
Администрация; Педагог психолог; классные руководители |
Психологическое просвещение педагогов родителей в правильном подходе по сопровождению учащихся при переходе на следующую ступень обучения |
||
Психологическая диагностика |
Диагностический комплекс методик Л.А. Ясюковой «Прогноз и профилактика проблем обучения в 3-6 классах |
|
|
4 классы |
|
|
Изучение готовности учащихся к обучению в среднем звене |
||
Психологическое консультирование |
|
|
Индивидуальные консультации по результатам диагностического исследования |
|
|
|
Профилактика проблем обучения |
||
Психологическая диагностика |
Диагностическое исследование «Сформированность ценностных ориентации выпускников» |
|
|
9, 11 классы |
|
Педагог психолог; классные руководители |
Изучение ценностных ориентаций и нравственных позиций учащихся |
||
Психологическое консультирование |
|
Семинар «Проблемы учебной мотивации в подростковом возрасте» |
|
1 – 11 классы |
|
Администрация; Педагог психолог; классные руководители, педагоги |
Повышение психолого – педагогической компетенции педагогов |
||
Психологическая диагностика |
|
|
Анкетирование удовлетворенности родителей качеством образовательной среды |
1 – 11 классы |
|
Педагог психолог; классные руководители |
Изучение недочетов в работе ОУ |
||
Психологическое консультирование |
Проведение консультаций для учащихся, педагогов, родителей по школьным и личным проблемам Индивидуальные диагностические исследования (по запросу) |
1-11 классы |
В течение года |
Педагог психолог |
помощь и поддержка в решении проблем |
||||
Организационная работа |
Подготовка к лекциям, семинарам, практическим занятиям, консультациям Участие в заседаниях, совещаниях, педсоветах, педконсилиумах Обработка, анализ, обобщение результатов деятельности, интерпретация полученных данных Заполнение отчетной документации |
|
В течение года |
Педагог психолог |
Организация деятельности |
||||
Методическая работа |
Повышение психологических знаний через: обучение на психологических семинарах Изучение специальной литературы Участие в семинарах, совещаниях, организационно-методических совещаниях педагогов - психологов |
|
В течение года |
Педагог психолог, руководитель методической службы |
Повышение психологических знаний |